Пензенская общественность обсудила векторы развития новой школы

В Пензе состоялось заседание дискуссионного клуба регионального отделения партии «Единая Россия». Темой обсуждения стала национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».
В нем приняли участие представители областного правительства, Законодательного Собрания области, министерства образования и науки Пензенской области, руководители учебных заведений, деятели культуры, работники здравоохранения, члены молодежных и иных общественных организаций региона. Оживленная беседа проходила в рамках обсуждения программного документа партии «Единая Россия», принятой 21 ноября 2009 года на XI съезде партии в Санкт-Петербурге «РОССИЯ: СОХРАНИМ И ПРИУМНОЖИМ!».
Уже в самом начале разговора руководитель либерально-консервативного клуба регионального отделения партии «Единая Россия» Руслан Гуляев обозначил векторы открывшейся дискуссии: в чем качество образования - только ли в качестве знаний? В течение двухчасового обсуждения были затронуты многие аспекты образования: модернизация и инновационное развитие, проблемы образования и нравственного воспитания, с какими проблемами столкнутся учебные учреждения при реализации новых образовательных стандартов, задачи государства в процессе реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», проблемы подготовки педагогических кадров, вопросы финансирования и расширения самостоятельности школ и многие другие моменты.

Заместитель председателя правительства Пензенской области Елена Столярова:
- Реализуя концепцию нашей новой школы, мы должны не только создать ее архитектуру, но и изменить сознание населения. У нас в области 258 малокомплектных школ из 630. Как их сохранить? Если будет отток трудоспособного населения из села, не будет детей, то школа сама по себе закроется. Поэтому задача стоит гораздо шире: каковы должны быть меры по возрождению села? Никогда рождаемость в деревнях не опускалась ниже коэффициента 3, а в городах - выше двух. А на сегодня рождаемость в селе - опустилась до единицы. А в городах чем выше уровень жизни, тем меньше рождаемость. Поэтому концепция развития новой школы не должна рассматриваться в отрыве от стратегии развития региона, его проблем, потребности в конкретной рабочей силы. На сегодня педагог должен понимать, что всесторонне развитие человека - это не только умение петь, танцевать, рисовать, но и адаптация выпускника к сложным, жестким условиям жизни в обществе, которое развивается на рыночных принципах экономики.   

Директор Пензенского финансово-экономического лицея №29 Константин Уланов:
- Нам нужны новые образовательные стандарты - и мир, и общество меняется. Помимо этого, назрела острейшая необходимость переход к школе, способной дать ученику знания, которые пригодятся ему на практике. Школа всегда была центром местного сообщества. Кроме того, мы не уделяем должного внимания такому нашему союзнику, как семья. Важно не только соучастие родителей в том, что делает школа, но и ответственность за то, что сейчас происходит с учащимися. Семья должна понимать, что от нее многое зависит. Поэтому образовательные инициативы должны быть подкреплены конкретными законами.

Директор гимназии №13 г.Пензы Елена Тымченко:
- Мы никогда не сможем реализовать задуманное, пока школа как социальный институт не будет иметь в нашем государстве улучшенный имидж. Пока профессия учителя не станет престижной в обществе. Нельзя сказать, что обсуждаемая образовательная инициатива - совершенно новая для школы. Все это реализуется в системе образования. Наша задача каким-то образом откорректировать этот проект. Потому что в целом все, о чем говорится в национальной инициативе «Наша новая школа» касается изменения мышления нашего ребенка. А его можно трансформировать только лишь тогда, когда изменится мышление педагогов, родителей. Это одна из самых тяжелых задач. Например, у нас в гимназии средний возраст учителей - 45 лет. В эти годы изменить классическое представление об образовании очень сложно. Тогда как привлечь молодые кадры, которые привнесли бы в школу что-то новое, еще сложнее.
Что касается системы поддержки талантливых детей. У нас она отсутствует как таковая. Надо смелее смотреть вперед, расширять самостоятельность школ, о чем и говорится в шестом пункте национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». В апреле наша гимназия стала первой в регионе автономным образовательным учреждением. И в этом большие плюсы - меньше отчетности, развитие дополнительных образовательных услуг, большая финансовая самостоятельность. Нас стали меньше «дергать». Выигрыш очевиден.

Директор Центра психотерапии и психопрофилактики «Панацея» г.Пензы Сергей Дегтярь:
- Без должного финансирования мы ничего сделать не сможем. Надо четко понимать, чего мы хотим получить от школы. Надо менять систему организации труда. Зарплата у учителей должна быть высокой. В первую очередь мы должны получить здорового члена общества. Во-вторых, порядочного, который четко бы ценил, что такое семья, стремился бы воспитывать своих детей. Эти моменты должны быть на первом месте. А когда мы принимаем в школу ребенка, который должен читать минимум 20 слов в минуту, то мы невротизируем и делаем больными детей. Один мой знакомый психолог, работавший в вузе, говорил: «Зачем работать с одаренными? Они сами развернутся». Вспомните отличников, с которыми вы учились. Где они? Как реализовались в жизни? Фактически все инновации нам дают хорошисты. Поэтому на первом месте должна быть не работа с одаренными детьми, а работа с трудными ребятами, середнячками, которые составляют основу общества. Кроме того, у нас много неполных детей. Школьникам нужны хорошие тренеры, которые дали бы мужское воспитание.

Участник Первого Форума Глобального развития «5+5», начальник регионального штаба ВОО «Молодая Гвардия Единой России» Сергей Капралов:  
- Можно долго спорить о целях и задачах образования, но я хочу сказать, что у нас молодежь не только не готова заниматься бизнесом. Она вообще не готова к жизни. Понятно, что создание новых рабочих мест, инновационное мышление, новые идеи нужны нашему региону для дальнейшего развития и скачка вперед. Но школа должна нести и морально-нравственную ответственность - это главный приоритет. Нельзя забывать, что школа - это еще и отношения: родителей и учителей, учеников и преподавателей. Важно, чтобы ребенок комфортно чувствовал себя и в семье, и в школе.

Участвовавший в заседании политклуба заместитель руководителя фракции «Единая Россия» в Законодательном Собрании Пензенской области Николай Лукьянов заверил собравшихся, что все предложения, высказанные во время дискуссии, будут проанализированы коллегами-депутатами на заседании фракции и учтены при рассмотрении соответствующих законопроектов на сессии областного парламента.  

назад